О литературе Переводы Стихотворения Публицистика Письма А. Якобсон о себе Дневники Звукозаписи
О А.Якобсоне 2-ая школа Посвящения Фотографии PEN Club Отклики Обновления Объявления





А. Якобсон



ПИСЬМА ЮНЕ ВЕРТМАН



20 ноября 1965


 

Юночка,

Не писал долго потому, что хотелось сообщить тебе нечто определенное о своем положении. И вот сегодня определилось...

С театром ничего не вышло. Скоморохов до сих пор в эстраде не оформили, когда оформят – точно неизвестно; а главное – это будет не самостоятельный театр, но просто коллектив совместно работающих – пока 4-х – (Валерия и Наташу не берут) артистов Мосэстрады. Ни о каком завлитстве при таком статусе не может быть и речи. Можно заключить с эстрадой договор на сценарий для какого-то данного, конкретного скоморошьего спектакля. Ну, а если они ставят готовую пьесу? Или монтаж из разных писателей (чем и намерен заниматься Юденич1)), где роль сценариста – одно компиляторство и оплачивается соответственным образом? Два спектакля у них уже есть, будут еще два, из коих одна пьеса (Ив.Вас. – по моему совету) – итого четыре, а этого репертуара с избытком хватит на до-о-олго-долго, тем более при ставках 2-ой категории и 10-15 концертах в месяц. Словом никакого регулярного заработка для меня здесь быть не может, и это поняли все. Впрочем, если заниматься драматургией, то писать настоящие пьесы для настоящего театра, и опять же: откуда мне сие! Это одна сторона вопроса. А другая состоит в том, что дай мне сейчас любой чин и любой оклад, я бы и тогда с Юденичем работать не стал. Это выяснилось со всей очевидностью, после того как ты уехала и я стал много, по-настоящему работать для "Скомороха". Понял быстро, что таковое сотрудничество возможно лишь при одном условии: мне доверяется безраздельно вся литературная сторона дела, никакого вмешательства сюда со стороны господина режиссера. Он же практически поставил дело иначе: допускается некоторое мое вмешательство – в части литературного оформления собственных его величества замыслов. Он и химик, и ботаник, он же лечит от бесплодья, то бишь сочиняет стихи, прозу, а на большинство моих замечаний, исключений и т.п. плюет. То, что меня взбесило на просмотре, когда мы рядом сидели – это еще невинные листочки, ягодки начались потом. Я своего имени с вопиющей, публичной, со сцены демонстрируемой пошлостью и с еще более вопиющей безграмотностью связывать не могу. "Скоморох" обречен потому, что они без литературного человека шагу не сделают, а ни один уважающй себя литератор при такой постановке дела к ним близко не подойдет. Не я первый. Как выяснилось, абсолютно такая же история у Юденича произошла с Непомнящим.2)

Сегодня устроился в школу №2 Октябрьского района. История. Русский. Литература. Классное руководство. 120 тетрадей. И прочее, и прочее. Помнишь, Юночка, я тебе когда-то говорил: не понимаю, как можно преподавать лит-ру! Я бы к одному уроку год готовился. Так оно и будет. Иначе не умею. Езды в школу и обратно – 2 1/2 часа. Прибавь испанские курсы. Прибавь мое «умение» организовать свою работу. Боюсь только одного: физически не справлюсь – времени в сутках не хватает. На остальное наплевать. Сейчас у меня весь Эрнандес в руках. Дождался. Смешно?

Живу в квартирно-семейном смысле хорошо. Компаньона-съемщика не нашел и теперь, видимо, искать не буду: при таком образе жизни берите свои 40 руб. и отдайте мне берлогу в полное распоряжение. Пиши о себе длинно-предлинно.

Целую. Толя.





1) Геннадий Юденич (р.1936), - театральный режиссер.
2) Валентин Семенович Непомнящий (р.1934), - известный пушкинист.