Ури Цви Гринберг
С иврита
Валентин Серебряков

Цикл «ТАНЕЦ НА МОГИЛЕ ОТЦОВ»

4. Евреи в армиях других народов

В мире народов и стран нет клочка небольшого земли,
на котором евреи страну бы свою обрели,
чтобы еврей под знамена Давида вставал, как герой,
чтоб корабли его в море врагов отражали порой.
Да, есть солдаты-евреи в частях побеждающих стран,
сотнями тысяч геройски воюющих; суша и океан
знают, что львами в бою, даже тиграми образно став,
сражались евреи с врагами в армиях разных держав.
Не было лучших солдат у Навина, врагов побеждая,
желали героев подобных в дружинах Давида, Янная1.
Ярости мощь отличала их, песен вселенская боль
потерянной родины давней... Если язык не потерян, изволь
сопротивляться, сражаясь, и до того как Германии пасть,
чтоб в безумье не впасть от пережитых народом мучений,
ярости лаву сдержать помогала лишь воли могучая власть.
В армиях стран иноземных, освоив науку сражений
и проходя по долинам смертей от Урала до Рима,
сила еврейских солдат возрастала неумолимо.
Благословляли их воевать миллионы горячих сердец,
которые, пусть не в бою, в яром гневе вздымались как волны,
в мыслях, молитвах и в детской мольбе одной жаждою полны:
– чтоб пал ненавистник! Его неизбежен конец,
и падет он, падет, не спасут его участь границы,
под этим еврейским напором: уже не сдержать колесницы...

5. Божий закон

Закон этот Божьей десницей написан с древнейших времен –
тот, кто насильем приносит народу еврейскому горе,
ждет того гибель, паденье, позор, а не тщетная слава знамен.
И память от их былой мощи растает на суше, на море –
где Цезаря флот, бороздивший моря средь окружных земель? –
исчез... А евреи, пережив вражью ярость, живут и теперь.
Вновь овцы стекаются в стадо, как после атаки волков,
как капельки ртути сливаются в каплю большую: таков
у них с мирозданием Божьим извечный союз.
Хотя все народы питают к ним зависти груз,
они славят Бога и фрейлакс танцуют в местечках,
и песни Синая поют, и острот не чужды им словечки,
и к жизни у моря со вздохом прибоя они не утратили вкус;
а в песнях народа цари возвращались, не зная в боях поражений,
с трофеями битых врагов шли верблюды с победных сражений. – –
Дивятся народы вокруг: вновь евреев судьба защитила
Они пережили врага, они пляшут на вражьих могилах,
ужас не съел их и вселенская скорбь не сломила,
и снова они среди нас, здесь их трупы... Так в чем же их сила?
– Их Спаситель пока не пришел, и мы в ножны мечи не влагаем, –
гои храбрятся и смотрят на нас побелевшими злыми глазами. – –

---
1 Александр Яннай (ивр. ‏אלכסנדר ינאי‏‎) (125—76 до н. э.[1]) — иудейский царь из династии Хасмонеев. Сын Иоанна Гиркана. Когда к власти пришёл его брат Аристобул, Александра заключили в тюрьму. После смерти Аристобула он не только был освобожден, но женился на Саломее (вдове умершего брата) и взошёл в 103 г. до н. э. на престол. В период его правления Иудея установила гегемонию над всей территорией древних Израильских земель, в том числе в 99 г. до н. э. была завоевана


К продолжению

 

К сравнению переводов

К стихотворениям цикла:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

К оглавлению переводчика