include ("publications.inc");
?>
include ("../../kolonka31.inc");
?>
|
"Я БЫЛА ВАМ ХОРОШИМ ТОВАРИЩЕМ"
Памяти Татьяны Бек
(21.04.1949 07.02.2005)
Обстоятельства преждевременной кончины поэта Татьяны Бек оказались чрезвычайными. Брань и угрозы с той стороны, откуда она их никак не ожидала; ничтожество симпатии со стороны другой, откуда должны были хлынуть слова и действия поддержки. Усилием ли воли пришлось пресечь жизнь, ставшую вдруг невыносимой, или жизнь прекратилась сама какая теперь разница? Насильственный характер смерти очевиден, как очевидна и причинная связь этого события с общественным климатом. Неудивительно, что слово "порча" внятно прозвучало на панихиде и за поминальным столом, пошло кругами по Москве, проникло в Интернет.
Порча не возникает ниоткуда. Про то, что она легко объяснимый продукт социальной несправедливости, поразившей заодно со всей Россией профессиональное сообщество литераторов, сказала сама Татьяна Александровна. Дело было года два назад, мы с Татьяной вели под Москвой семинар молодых поэтов, и туда приехал со съемочной группой режиссер Буров делать документальный фильм о поэте Т. Бек. (Фильм вскоре прошел на канале "Культура", к похоронам показ повторили.) Перед камерой Татьяна вдруг завела речь о литературных премиях о том, во что выливается их присуждение. Слова вошли в фильм. Произнесенные с тихой улыбкой, они кажутся теперь предупреждением. Совсем как у Ахматовой: "Но я предупреждаю вас, / Что я живу в последний раз".
Я спросил логично: "А что, Таня, раньше было, что ли, справедливей? Вспомните, кто только ни становился лауреатом при советской власти". Она ответила примерно так: "Во-первых, тогда от премии не зависело, хватит ли мне денег купить пальто взамен дырявого. А главное, при советской власти премии присуждались теми, от кого мы и не ждали справедливости, а сейчас решения принимаются своими, профессионалами, людьми нашего круга". Для нее это была больная тема.
Пожалуй, Т. Бек вообще имела склонность к преувеличениям, что свойственно людям сверхчувствительной организации. К примеру, называя себя в стихах "уродом", она явно хватала через край. "Ну, может, сама она так и думала, справедливо заметила в недавнем письме поэт Марина Бородицкая, и, конечно, поклонники Барби так подумали бы, но вообще-то она была очень красивая. Что-то цветаевское в ней было, и вместе ахматовское. И, между прочим, мужчины Таней очень даже интересовались!"
Тем не менее стихи Татьяны Бек свидетельствуют, что мысль о собственном изгойстве ранила ее постоянно. Но вот ее комментарий к поэзии Арсения Тарковского:
Но вот ее комментарий к поэзии Арсения Тарковского:
"Тарковский в стихах, как никто другой, умел воспеть красоту некрасоты. В поэзии его много от прозы Достоевского, на чем, по-моему, критики никогда не останавливались.
Похожий на Раскольникова с виду,
Как скрипку, я держу свою обиду,
кто из поэтов так писал о креативном (и опасном) заряде изгойства, о силе слабости, о мощи немощи? Есть тут и такая тонкость: поэт переводит обиду в творческую, а не разрушительно-мстительную энергию обида у него материализуется в скрипку, а не в топор". ("До свидания, алфавит", с. 62-63).
Обычное дело: когда напрямую говорить о себе неловко, говорим как бы о ком-то другом. Тарковский-то как раз, в отличие от Татьяны, своей внешностью уязвлен не был, да и сама она за два абзаца до цитированного пассажа писала о Тарковском как о человеке "такой ренессансной красоты", что ее, Татьяны, мать "ложилась за кустами в высокую. траву, чтобы из любви к искусству любоваться смуглым черноглазым картежником". Так что слова о креативных потенциях обиды вне всякого сомнения есть автокомментарий к собственной лирике. Тут нет вопросов. А вот что Татьяна имела в виду, говоря об опасном заряде изгойства (своего изгойства!), этого, боюсь, мы уже не узнаем. Или ответ лежит на поверхности и явлен таниной готовностью немедленно свести счеты с жизнью, если та вдруг обернется предательством друзей и телефонным террором кувшинных рыл?
(Держишься, держишься в атмосфере бесчестия, и вдруг обнаруживаешь, что запас прочности иссяк. Тогда катастрофа.)
И все-таки не об "опасном заряде изгойства", а о креативной энергии Татьяны Бек, одного из достойнейших русских литераторов последних десятилетий, завещано нам говорить и писать.
Но это потом.
Сейчас минута молчания.
Вы, кого я любила без памяти,
Исподлобья зрачками касаясь,
О любви моей даже не знаете,
Ибо я ее прятала. Каюсь.
В этом мире морозном и тающем
И цветущем под ливнями лета,
Я была вам хорошим товарищем.
Вы, надеюсь, заметили это?
Вспоминайте с улыбкой, не с мукою
Возражавшую вам горячо
И повсюду ходившую с сумкою,
Перекинутой через плечо.
Москва, 22 февраля 2005 г.
include("../footer.tpl");
?>
| |