Jerusalem Anthologia
Names
Александр Фейгин
Иерусалимский журнал


ШЕЯ ЯАКОВА, ЗУБЫ ЭСАВА

"И побежал Эсав навстречу Яакову, и обнял его, и пал ему на шею, и целовал его, и оба плакали".

Что такое "крапленые карты", знают все. А вот о крапленых словах не все слышали. В Торе есть несколько мест, в которых определенные буквы помечены сверху точкой. О таких местах говорят, что сама Тора требует: истолкуй меня! Так вот, в недельной главе есть целое крапленое слово: над ва-йишакеѓу ("и целовал его"). Недаром это слово "помечено"; Талмуд приводит слова раби Яная: не поцеловать, а укусить хотел Эсав Яакова, но камнем стала шея Яакова, и сломались зубы Эсава, и заплакали оба.

Так и плачем с тех пор: евреи от острых зубов гоев, гои — от острой зубной боли. И нет конца этому "роману", словно ненависть к евреям — закон природы, вроде гравитации.

Впрочем, почему "словно", "вроде"? Именно так и обстоит дело. Говорит раби Шимон: "ѓалаха — бе-ядуа ше-Эсав сонэ ле-Яаков — априори Эсав ненавидит Яакова".

Если "начинающих" в этом высказывании поисано в Торе: "И понял Авраѓам Эфрона, и отвесил Авраѓам Эфрону серебро" ("Брейшит", 23:16), о Храмовой гор: "И отдал Давид Арнону тут же, на месте, золотые шекели весом шестьсот" ("Диврей-ѓа-ямим" I, 21:25), а о месте гробницы Йосефа: "И купил он [Яаков] участок земли, на котором раскинул шатры свои, у сыновей Хамора, главы Шхема, за сто монет" ("Брейшит" 33:19)". Знаете, есть такая детская игра (очень полезна для интеллектуального развития малышей): называют несколько предметов и спрашивают, что между ним ищет рациональное толкование (таам) закона. Так вот, говоря о заведомой ненависти неевреев к евреям, раби Шимон имеет в виду следующее.

Можно найти рациональную причину ненависти к каждому конкретному еврею и к евреям в целом в том или ином историческом контексте. Можно, но не нужно!

Еврей виноват в революции и в контрреволюции. Он нечистоплотен и чистюля, хитрец и дурак. Бодр или вял, красив или безобразен, расточителен или жаден — еврей всегда даст антисемиту причину для ненависти. Потому что гой в причинах не нуждается, он рождается с ненавистью и только подтверждает ее со временем истинными или вымышленными причинами. Да и у самого Эсава были вполне реальные причины ненавидеть Яакова, но ненависть родилась раньше причин, уже в чреве матери. Но, как мы сказали, ѓалаха — это инструкция. Что она предписывает в данном случае? Держись подальше от того, кто ненавидит тебя заведомо, априори.

Стой в сторонке, не братайся, не кидайся в объятия — если не хочешь почувствовать зубы на своей каменной шее.

Это так просто, но мы с наивностью деревенского дурочка ждем любви и простираем руки: братец, дай тебя облобызать! Упрямый народ "с твердой шеей" не учит уроков истории.

© Александр Фейгин