Jerusalem Anthologia
Names
Александр Фейгин
Иерусалимский журнал


ВАГНЕР В ИЕРУСАЛИМЕ

В рамках Иерусалимского фестиваля будут играть Вагнера. До сих пор в Израиле его произведения не исполнялись: тем, кто потерял близких в нацистских лагерях, тем, кто чудом выжил в земном аду, эта музыка напоминала о том, что хотелось бы забыть навсегда. И нацистские съезды на ревущих стадионах, и селекция в концлагерях: господа офицеры любили оптимистические марши, а особенно трогала их мужественные арийские сердца увертюра к опере "Лоэнгрин"…

Но люди, которым больно слушать Вагнера, не становятся моложе, многих уже нет с нами, да и считаемся мы с ними все меньше. И вот Вагнер едет к нам в Иерусалим, для полноты картины играть будут немцы, а дирижировать — еврей, оставивший Израиль и поселившийся в Германии.

Ну и что, скажет либерал, разве можно предавать забвению творчество гениального композитора только потому, что его произведения любили нацисты?!

Трудно спорить с этой позицией: действительно, композитор не отвечает за состав его слушателей и почитателей.

Да и не был Вагнер единственным антисемитом среди людей искусства: Бетховен, Лист, Шопен, Рахманинов, Вольтер, Шекспир без особенных нежностей высказывались о евреях.

Но Вагнер прославился не только музыкой и нелюбовью к евреям: он был великим теоретиком ненависти, законодателем мод в кругах нового "интеллектуального" антисемитизма.

В статье "Еврейство в музыке" он анализирует не только и не столько музыку еврейских авторов, сколько еврейский характер, как он его себе представлял.

Главное же состоит в том, что Вагнер не просто ругал евреев, — к этому-то нам не привыкать. Он первым в новейшее "просвещенное" время осмелился выступить с недвусмысленными призывами к физическому истреблению евреев.

Вот несколько примеров, не самых ярких, первое, что попалось под руки: "Знайте, — говорил он зрителям Венской оперы с неправильной формой носа, — что вас, сородичей Агасфера, Вечного Жида, спасет от вечного проклятия только смерть"; "народ ненавидит евреев инстинктивно, сам облик и суть еврея отвратительны"; "еврейство гнилостно от природы, до мозга костей поражено тлением. Антисемитизм — здоровая реакция здорового народа на гниение еврейства"; "природный еврей ужасен, но культурный еврей ужасен стократ — нет существа более бесчеловечного, чем он"; "я вижу в еврее — от рождения — врага всего благородного в человечестве"; "еврей по природе жесток, жаден, хитер"; "еврей по природе своей — паразит".

Когда в 1881 году в Европе заговорили о погромах в России, он писал: "Что же еще осталось делать с ними, врагами человечества? Это не насилие — это свидетельство здоровья и жизненных сил [русского] народа"; "рано или поздно евреи будут уничтожены"; "великое решение придет, и евреев не станет, они исчезнут".

Как же они, окаянные, исчезнут? Каким именно образом? Когда сгорело великолепное здание оперы, в котором и сам Вагнер не раз дирижировал, композитора-мясника посетило черное пророчество. Большинство погибших (как и большинство завсегдатаев оперы) составляли, разумеется, евреи. Вагнер сказал тогда, что "огонь очистит от евреев весь мир, как очистил прогнившие стены театра". Гитлер говорил: "Тот, кто хочет понять дух германского национал-социализма, должен прежде понять Вагнера". Хотелось бы, чтобы слушатели Вагнера в дни Иерусалимского фестиваля в гармонии звуков расслышали неяркую, но важную партию редкого по звучанию музыкального инструмента. Слышите — это треск еврейских костей.

Праздник чувств для забывчивых.

© Александр Фейгин