Jerusalem Anthologia
Names
Александр Фейгин
Иерусалимский журнал


ТАКАЯ СТАРАЯ НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Оптимисты говорят, что у порога война. Реалисты, жители поселений и некоторых районов Иерусалима знают, что она уже давно идет. Говорят, что для танго нужны двое, для войны тоже нужны две стороны. Но в этой странной войне мы не участвуем, пассивно сносим удары, хороним близких и утираемся. Слабость наша очевидна, и она провоцирует наших врагов наносить нам новые удары.

Откуда евреи брали прежде силы для бесконечного, вопреки всему, выживания? Зачем они тащили на плечах бесконечно тяжелый и такой обременительный груз истории? В одной старой легенде гонцы, спасая огромную библиотеку, оставляли за собой в пустыне сотни книг, тащить которые у них не было сил. Чтобы содержание книг не оказалось утерянным для потомков, люди выписывали краткое содержание оставленных томов. В конце концов уцелел и дошел до города-убежища только один гонец, и в его руках был листок с одной-единственной фразой, выразившей все содержание потерянных навсегда манускриптов.

Неважно, что именно, в соответствии с этой нееврейской легендой, было написано на листке. Сегодня мы хотим рассказать еврейскую историю о том, что мы потеряли в пути. А может быть, все же не потеряли?

Однажды, когда над еврейским народом нависла опасность, Бааль-Шем-Тов отправился в одному ему известное место в лесу, развел костер, погрузился в молитву — и тучи рассеялись.

Его ученик Магид спустя многие годы оказался в подобной ситуации.

— Мы не в силах молиться так, как молился учитель, но мы можем разжечь огонь, как дела он, — сказал своим ученикам Магид.

Он ушел в лес и, как когда-то, опасность отступила.

В следующем, третьем поколении, раби Моше-Лейб из Сасова говорил:

— Мы не в силах разжечь огонь, мы не умеем молиться так, как молились наши отцы, но мы знаем то самое место в лесу — и этого достаточно.

И этого в самом деле оказалось достаточно, чтобы отвести беду.

Но когда минуло еще одно поколение и раби Исраэль из Ропшица должен был защитить свой народ, он сказал:

— Мы не умеем разжечь огонь, мы не умеем молиться, мы даже не знаем, где молились наши учители. Но мы можем рассказать о том, как это было.

И история, рассказанная им, повлияла на мир, как в свое время влияла молитва Бааль-Шем-Това.

Никто не любит читать мораль в конце басни, но все же интересно: почему евреи рассказывают эту историю из поколения в поколение?

Многие из нас давным-давно считают себя отрезанным ломтем, евреями по паспорту.

Что ж, мы действительно "не умеем разжечь огонь, не умеем молиться, мы даже не знаем, где молились наши учители". Но мы можем рассказать о том, как это было. Сейчас, когда политики слишком заняты важными делами, чтобы защитить свой народ, многим, еще вчера "евреям по паспорту", в армейской форме и в гражданском, выпало защитить свой народ и свою землю. И для того, чтобы это удалось, чтобы человек сумел спасти народ, он должен непременно ощущать себя его частью, веткой древнего родового древа.

Впитать в себя рассказ о тысячелетиях борьбы и самоутверждения — значит набраться жизненных сил и, стало быть, выжить. Нецах Исраэль ло йишакер, — Вечный Бог Израиля не обманет — нам под силу то, что в свое время удалось нашим предкам: выжить не только физически, но и сохранить и передать наше еврейство и верность этой земле детям и внукам.

© Александр Фейгин